Программа ПЭК
Программа ПЭК
Программа производственного экологического контроля (ПЭК) обеспечивает проверку соответствия предприятия требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.
С 1 января 2019 года программа ПЭК – обязательный документ для предприятий, имеющих I, II или III категорию негативного воздействия на окружающую среду.
До настоящего времени основным (и единственным) документом, который регламентировал требования к программе производственного экологического контроля, порядке и сроках предоставления отчета был Приказ Минприроды России от 28.02.2018 №74. В 2022 году вышел новый Приказ Минприроды России № 109 от 18.02.2022 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», который вступил в силу с 01 сентября 2022 г. и будет действовать в течение следующих 6-ти лет. Таким образом, с 01.09.2022 года действуют новые требования к содержанию программы ПЭК. При этом основные нововведения касаются учета выбросов от передвижных источников.
Новые требования предъявляются также к порядку и месту представления отчетности о результатах проведения ПЭК, а также учету даты ее подачи.
Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. То есть нужна отдельная программа для каждой производственной площадки, если их на предприятии несколько.
Следует иметь в виду, что изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10% являются основаниями для корректировки программы. Программа ПЭК должны быть скорректирована в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
- Кто должен проводить ПЭК?
- Что включает в себя программа ПЭК
- Штрафы за отсутствие ПЭК
- Стоимость работы
Согласно статье 67 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (имеется ввиду категория НВОС), разрабатывают и утверждают (утверждается руководителем предприятия) программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. То есть нужна отдельная программа для каждой производственной площадки, если их на предприятии несколько.
Требования к содержанию программы ПЭК регламентируется приказом Минприроды России от 28.02.2018 №74. Согласно этому приказу, программа должна состоять из следующих разделов:
- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Программа ПЭК должна содержать абсолютно все указанные в Приказе № 74 разделы (если, например, нет сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду — значит этот раздел просто не заполняется, и содержащиеся в нем таблицы оставляются пустыми, но они обязательно должны быть).
1. Общие положения (общие сведения о предприятии, наименование органа, в который направляется отчет, дата утверждения программы).
2. Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников (берется по данным проекта ПДВ).
3. Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников (берется по данным проекта НДС).
4. Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения (берутся только данные об инвентаризации отходов, инвентаризация объектов размещения проводится только на полигонах ТБО).
5. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
6. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
7.Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений (порядок контроля устанавливаем в соответствии с планами-графиками, входящими в разделы ПДВ и НДС).
7.1. Подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» (план-график контроля стационарных источников выбросов; план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (на границе СЗЗ, жилой застройки и т.д.).
7.2. Подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» (должен содержать: мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов; программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод; план-график проведения проверок работы очистных сооружений; программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной).
7.3. Подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами».
За отсутствие производственного экологического контроля предприятие может быть привлечено к административной ответственности.
Общие нарушения, связанные с ненадлежащим осуществлением ПЭК, такие как нарушение плана-графика проведения производственного экологического контроля, невыполнение требуемых инструментальных замеров, квалифицируются по ст.8.1 КоАП РФ:
Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан — от 1 000 до 2 000 руб.;
- на должностных лиц — от 5 000 до 20 000 руб.;
- на юридических лиц — от 30 000 до 100 000 руб.
Стоимость разработки программы ПЭК зависит от количества источников выбросов ЗВ в атмосферу, наличие/отсутствие сбросов и количества видов отходов, образующихся на производственной площадке.
Минимальная стоимость оформления программы ПЭК составляет 15.000 рублей.
Срок разработки — от 10 рабочих дней.
________________________________________________________________________________________________
Искажение информации об источниках загрязнения окружающей среды
Также согласно ст.8.5 КоАП РФ, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 500 до 1 000 руб.;
- на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
- на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 руб.